Это лучшее за последнее время, что я прочитала в интернете.
В одесской школе N 103 учатся представители более 100 национальностей и этнических групп
"А ну сделали лицо мне! — завуч Елена Паянова выстраивает своих воспитанников для фотосъемки.— А шо сейчас будет тому, кто не улыбается?" Школьники завуча не очень-то слушают, вертятся, хихикают, отгораживаются от солнца ладонями и интересуются у фотографа: "А зачем вы к нам приехали?" Приехали мы для того, чтобы узнать, как они тут все уживаются в своем двухэтажном здании — русские, украинцы, лакцы, греки, немцы, поляки, турки, чехи, афроарабы и так далее и тому подобное. Школа N 103 считается самой многонациональной в городе и, пожалуй, в стране. "А что вы хотели! — восклицает завуч.— Это же Молдаванка, район, в котором кто только не живет. Знаете песню "Но и Молдаванка, и Пересыпь..."? Это про нас. Вы жили в детстве на Пересыпи? Что вы говорите, так вы наша!.. Так, Аброрчик, улыбайся не сильно, а то это прямо смешно".
"Концов не ищите!"
Узбек Аброр Хакимов и украинец Саша Пугач из 7-го класса — лучшие друзья. Аброр — отличник, и кто кому дает списывать, не будем об этом говорить громко. Сейчас они стоят, подталкивая друг друга плечами, и смеются. Они не понимают, что такого необычного, если в не такой уж большой школе 100 национальностей. Что странного, если главной исполнительницей украинских песен в школьной самодеятельности считается армянка Сируш Назмухонян: никому не идет веночек с лентами так, как ей. Что необычного в том, если первый звонок в этом году "давала" еврейка Сабриночка Гутманзон из 1-го класса, а нес ее на плече старшеклассник — азербайджанец Нурланчик Амиросланов. И уж совсем непонятно, что удивительного в дружбе араба Али Майтана и корейца Максима Хегая. Таиландский бокс они любят оба, что Майтанчик, что Хегайчик, неужели не ясно?
Насчет своего рода-племени многие дети даже не задумывались, пока мы их не озадачили. Лина Лопатнищева из 3-го класса на вопрос: "Кто ты по национальности?" решительно заявляет: "Одесситка". Это, кстати, самый популярный ответ. Одесситы мы, нужны ли тут объяснения? Кореянка Милена Логина, которая приехала на Украину из Казахстана, произносит внятно и уверенно: "Я вообще-то болгарка, но так — русская". От всего этого кружится голова, и когда Владик Бумбу из 2-го класса начинает растолковывать что к чему: "В России живут россияне, а в Одессе — русские", приходится окончательно капитулировать перед этой южной логикой, детским визгом, обшарпанными фасадами итальянских домов, увитых виноградом, всей этой яркостью и пестротой Молдаванки.
Да, район, в котором стоит школа, однородностью не отличается. Но это можно сказать и про весь город — здесь уже пару веков бок о бок проживает более 130 национальностей, и, как говорит завуч, "мы уже привыкли". С самого основания в Одессу переселялись со всех концов света те, кто надеялся немного заработать или просто найти, наконец, землю обетованную. К примеру, улица, на которой стоит школа, не зря названа Болгарской. И вообще с улицами в Одессе все в порядке — Цыганская, Албанская, Белорусская, Венгерская, Грузинская, Индийская, Кавказская, Испанская, Эстонская, Еврейская...
— А кто тут коренной житель, интересно? — восклицает завуч.— Скифы, разве что. Или нет, там вроде еще римляне были. Еще — готы, гунны, греки. Печенеги, славяне, половцы, литовцы, турки — попробуй разберись. То одни придут, поживут, то другие. Ну а когда Одессу основали, то вообще вал иностранцев хлынул — всех привлекали льготные налоговые условия, свободная торговая зона. И где теперь хоть один коренной? Концов даже не ищите. Все мы тут приезжие. Как и на этом белом свете в принципе.
Одесса обкатывает, сглаживает, как гальку, всех своих жителей. Беленькие, черненькие — ей без разницы. Поэтому одесситы и морщатся от столь любимых политиками слов про национальную самобытность, национальное самосознание украинцев — ухо режет. Ведь Одесса, строго говоря, не совсем украинский город, и даже повсеместная школьная агитация со всеми этими рушничками тут не сказать что к месту. "Одесса — она сама по себе",— тихо резюмирует уборщица.
"Не учите нас жить!"
"У нас многонациональный город,— не устает громко повторять мэр Алексей Костусев.— Но без русского языка Одесса потеряет свою самобытность, перестанет быть сама собой". Это, пожалуй, первый украинский мэр, который потребовал всю документацию предоставлять ему исключительно на русском языке — как оно изначально повелось. Не нами, мол, заведено, не нам и менять. Мэр считает, что раз выбрали когда-то русский язык как общий для всех одесситов, так и надо придерживаться его, как поезд рельсов. Мэр добился того, что теперь в городе нет ни украиноязычных, ни русскоязычных школ — родители школьников сами выбирают, на каком языке будет вестись преподавание, все 124 школы города официально считаются двуязычными.
В 103-й родители выбрали русский язык. "Мне на украинском тяжело розмовляты,— объясняет чернокожая третьеклассница Мари Соу.— Я же русская!" Корреспонденты "Огонька" уже не возражают против этого непрерывного великолепия, только кивают. Папа у девочки из Сирии, мама — наполовину арабка, наполовину украинка. Кто же Мари, как не русская? О чем вообще речь! Тем более что ее старший брат служит в православной церкви и собирается поступать в семинарию — его цвет кожи и там никого не смущает.
Гагаузы, лакцы, поляки — национальность здесь мало кого интересует, главное, чтобы человек был хороший.
Программу сохранения и развития русского языка в горсовете принимали под бурные овации — наконец-то! "Я счастлив!" — сообщил мэр, и вместе с ним ликовали и жители города, которые в большинстве своем разделяют позицию градоначальника. Против проекта, правда, попытался выступить депутат из фракции "Фронт Змiн" — он потребовал поддерживать развитие в Одессе и украинского языка, а потом, подумав, заявил, что деньги вообще следует потратить не на учебники русской литературы, а что-нибудь другое, более полезное. Мэр в свою очередь посоветовал депутату обратить внимание на то, куда тратит бюджетные деньги Львовский горсовет. Вот и все.
Кстати, нетерпимость к Западной Украине заметно возросла на юге страны в последнее время. "Просто они заколебали нас за эти годы своей украинизацией" — так говорят многие одесситы. Недавний соцопрос, проведенный "Киевским международным институтом социологии", показал, что 69 процентов жителей Южного региона считают политические взгляды жителей Запада Украины близкими к фашизму, еще 15 процентов — к сталинизму. Похоже, действительно заколебали.
— Одесса — интернациональный город,— предупреждает мэр.— Поэтому если к нам кто-то хочет приехать из западных областей, мы рады, но пусть они приезжают со спектаклями, с рок-фестивалями, с фольклорными какими-то вещами, но не навязывают нам свои взгляды. Дело в том, что у нас взгляды очень сильно отличаются, ну и какой выход?.. Есть только один вариант — не навязывать свои взгляды другому.
Не учите нас жить — позиция типичного одессита. "Мы не против украинцев,— объясняет дядя Миша, который торгует тельняшками и кепочками с надписью "Одесса" на Дерибасовской.— Я сам наполовину украинец, что ж я сам себя буду за хвост кусать? Но мы против того, чтобы нас насильно заставляли любить что-то одно, когда мы любим многое. Вы знаете, однажды Одессу захватили румыны, и мы точно так же плевались от румынского языка и румынских правил. А сейчас посмотрите, какое у нас хорошее отношение к румынам. Так и остальные — пожалуйста, приезжайте, прописывайтесь в Одессе, растите детей, радуйтесь. Но не учите нас жить, и мы не будем нервные".
Отредактировано Alla H (2011-09-19 18:17:28)