В последнее время становится всё более популярной тема побега от цивилизации.
Амиши , преставители христианского течения меннонитского происхождения, находятся в таких бегах уже триста лет.
Тот, кто говорил, что бытие определяет сознание, малость подвирал. На самом деле сознание очень даже может сперва это самое бытие под себя как следует обустроить, а потом удобно в нем устроиться – пусть себе определяет, сколько влезет. Пример такого обустройства мы можем увидеть, обратившись к истории и быту одной из менонитских американских сект – амишам.
Кто они такие?
В середине XVII века в Швейцарии жил человек по имени Якоб Амман. Был он проповедником, приверженцем протестанского учения меннонитов. Но постепенно стало ему казаться, что меннониты (вообще довольно строгая секта, буквально помешанная на нравственных добродетелях) уж слишком либерально относятся к греху и грешникам, уж слишком готовы прощать и идти на компромиссы со светскими законами.
Всё закончилось тем, что Якоб Амман переехал в Эльзас, собрал там вокруг себя группу единомышленников (они назывались «амишами» в честь своего учителя) и в конечном счете переехал с ними в Новый свет, оставив старый гнить в своих пороках.
На сегодняшний день амишей насчитывается около 200 тысяч человек. Живут они в замкнутых общинах, в основном на территориях Огайо, Индианы и Канады. Но самое большое поселение амишей находится в Пенсильвании, в округе Ланкастер, который так и называется «Страной амишей».
Мировоззрение амишей
Амиши искренне верят, что окружающий мир – это игровая площадка дьявола. Полигон, на котором ему позволено прививать пороки к хрупким росткам человеческих душ. И лишь самые стойкие ростки сумеют пережить это морозное пламя преисподней и воссоединиться с творцом на небесах.
Творец, правда, чуточку жухает. Для немногих избранных и любимых своих чад он создал нравственные оазисы, в которых избежать искушений куда легче. Оазисы эти называются общинами амишей, и лишь пребывая под их надежной защитой, строго выполняя правила Орднунга (местный устав, регламентирующий любые мелочи быта и поведения), есть шанс ожить после смерти и не увидеть вокруг пылающих костров и суетящихся над вертелами лохматых фигурок.
Саму жизнь амиши рассматривают как тяжкий труд и вереницу бесконечного страдания, смирения и испытаний. Чем старательнее ты усмиришь свою гордыню, спеленаешь сладострастие, растопчешь в грязь гнев, тем больше у тебя шансов на выигрыш в Божественной лотерее вечного спасения.
Амиши – абсолютные непротивленцы. Ты можешь подойти к амишу, плюнуть ему в лицо, дернуть за бороду и дать пинка – он будет лишь молиться за твое спасение (ну или звать на помощь заступников из числа грешников: охранять свои поселения полиции штата амиши все-таки позволяют). Ударить амиша – все равно что ударить ребенка. Это прекрасно знают все американцы. Тем чудовищнее им показалось происшедшее два года назад событие, когда в школу амишей – однокомнатный домик с хлипкими дверями – ворвался вооруженный маньяк Чарльз Карл Робертс Четвертый, выгнал из класса мальчиков и учительниц, расстрелял 10 маленьких девочек (7 из них погибли) и пустил себе пулю в лоб.
Америка была в ужасе и прокляла навеки имя преступника, амиши же после похорон явились к жене преступника и сообщили, что родители погибших девочек прощают её мужа. А так как у вдовы маньяка оказалось трое детей, семьи погибших создали фонд, куда перечислили средства на их воспитание и образование.
На протяжении многих поколений амиши вступают в брак только с единоверцами (иногда с меннонитами)[4], из-за чего образуют генетически закрытую человеческую популяцию, нетипичную для современного мира. По причине близкородственных браков внутри относительно малой первоначальной группы населения во многих общинах амишей всё чаще проявляются определённые наследственные признаки[5], а иногда и наследственные заболевания. Семьи амишей были и, в основном, остаются многодетными и приверженными традиционному сельскому образу жизни. Высокая рождаемость и при том низкая младенческая смертность делают популяцию амишей одной из самых быстрорастущих в мире.
Церковные группы амишей стремятся к той или иной степени изоляции от неамишского мира.[3] Очень большое значение придаётся внутрицерковным и семейным отношениям. Они обычно создают собственные однокомнатные школы (англ.)русск. и заканчивают формальное образование в восьмом классе. Амиши ценят сельскую жизнь, ручной труд, скромность и простоту. В трудных ситуациях предпочитают полагаться на помощь семьи и общины, а не государства или страховых компаний.
Амиши-меннониты Бичи
А́миши-меннони́ты Би́чи (англ. Beachy Amish Mennonite) — несобранное (не имеющее центрального органа управления) множество анабаптистских церквей. Общих черт, характерных для всех церковных конгрегаций амишей-меннонитов Бичи, немного. Все они придерживаются дордрехтской конфессии веры (нем.)русск., а так же используют (но в разной степени) такие анабаптистские религиозные практики, как непротивление злу насилием, строгое отделение церкви от государства, крещение по вере (англ.)русск. во взрослом возрасте (а не в младенчестве).[23]
История
Церковь Бичи возникла в 1927 году в результате разделения в конгрегации амишей старого обряда «Кассельман Ривер» (англ. (Casselman) River) в округе Сомерсет (англ.)русск. штата Пенсильвания. Во главе этой конгрегации в то время стоял епископ Мо́зес М. Би́чи (англ.)русск. (англ. Moses M. Beachy), чьё имя и стало ассоциироваться с данной фракцией амишей. Амиши-меннониты Бичи предпочитают более мягкую дисциплину по отношению к тем верующим, которые переходят в другие анабаптистские церкви, особенно в консервативные конгрегации амишей-меннонитов (англ.)русск., которые откололись от конгрегации Мозеса Бичи в 1895 году, и с тех пор ему не подчинялись.[24]
Отличия от амишей старого обряда
В отличие от амишей старого обряда, амиши Бичи имеют молитвенные дома, воскресные школы и библейские школы для молодых людей, и, в большинстве своём, проводят миссионерскую работу. Отлучение от церкви применяется более редко, связанные с ним запрещения (общения, помощи и т.д.) — ещё реже.
Кроме того:
Ограниченный доступ к Интернету в некоторых конгрегациях разрешается;
Мужчины носят одежду, купленную готовой (а не только домотканую или изготовленную на заказ);
Разрешается иметь и использовать личные автомобили
Сходства с амишами старого обряда
Сегодня большинство церквей Бичи имеют больше сходства с консервативными группами меннонитов, чем с амишами старого обряда. Но практики и образ жизни остаются сходными со староамишскими, в том числе:
Женщины должны быть с покрытой головой, как, по их мнению, положено христианкам (см. Христианский головной убор (англ.)русск.);
Женатые мужчины носят бороды (в большинстве конгрегаций);
Телевидение и радио запрещены.
Теги: амиши