В эстрадном цехе — "смена власти": троица Ваенга, Михайлов, Лепс и гастролируют, и зарабатывают сегодня больше всех. Их "шансонность" — признание попсы в бессилии что-либо изменить в России
Борис Барабанов
"Она — находка для телевидения. Постоянно меняется: то веселье у нее, то истерика",— так объяснял автору этих строк один из начальников музыкального вещания на большом центральном телеканале востребованность певицы Елены Ваенги. Певицы, которая еще пару-тройку лет назад числилась в резервации русского шансона.
Собственно, в этой резервации артисту живется не то чтобы плохо. Есть стопроцентно "своя" публика, много гастролей, много заказных концертов для уважаемых людей. Эту музыку люди до сих пор покупают на CD, ее только недавно прекратили выпускать на компакт-кассетах. Живи — не горюй. Но в 2011 году концерт Елены Ваенги показали по Первому каналу в рождественский вечер.
Традиционно считается, что сольный концерт даже очень популярного эстрадного певца приносит телевидению гораздо меньший рейтинг, чем сборная солянка типа "Песни года". Появление госпожи Ваенги на популярном телеканале в популярное время — знак новой эпохи в отечественной эстраде. Гораздо в большей степени, чем регулярные теперь уже концерты в Кремле.
Еще два артиста, чьи имена непременно фигурируют в разговорах о "смене власти" в отечественном эстрадном цехе,— Григорий Лепс и Стас Михайлов. Именно троица Ваенга, Михайлов, Лепс, согласно данным самых разных, официальных и неофициальных источников, гастролирует сегодня активнее всего, а стало быть, больше других зарабатывает.
В 1990-е годы, когда эстрада новой России только еще искала свое лицо, сложно было представить себе, что главный гастрольный "вал" будут аккумулировать артисты с отчетливыми ресторанными корнями в музыке. Когда популярный песенный жанр освободился от пут советского идеологического диктата, музыканты бросились осваивать еще недавно запретные западные стили и жанры. Было очень хорошо видно, кто у нас на эстраде MC Hammer, кто Майкл Джексон, а кто Depeche Mode. Автор этих строк отлично помнит, как году в 1991-м Ирина Аллегрова щеголяла в футболке Guns N'Roses. Феномен Алены Апиной, поющей про "юбочку из плюша", воспринимался широкой публикой с иронией, да и в самих песнях и клипах тех же "Комбинации" или "Любэ" было полно самоиронии, поэтому с такой симпатией и сегодня воспринимается песня про бухгалтера или песня про Глеба Жеглова. Эти образы создавали люди, внутренне смеющиеся над своими героями, смотрящие на них свысока, уже как бы со следующей ступеньки эволюции.