Александр Лившиц
Часто можно услышать: реформы идут крайне медленно, хотя для них есть все условия - сильный и популярный президент, лояльный парламент, пока еще благоприятная экономическая ситуация. Наверное, правильно. Но лишь отчасти. Потому что у российских реформ есть своя технология. И ни одной стадии не миновать
Реформа начинается с замысла. Например - надо бы ограничить лицензирование и иное администрирование, иначе бизнесу не подняться. В правильных идеях у нас никогда не было дефицита. Так что первая фаза - самая легкая, а значит, непродолжительная.
Вторая стадия куда сложнее. Требуется убедить руководство. Превратить замысел в принципиальное политическое решение. Для этого нужны доступ и доверие. При полном понимании, что даже если начальство тебе верит, то оно верит не только тебе. А те, другие, которым тоже верят, будут, возможно, докладывать обратное. Допустим, однако, что политическое решение все же принято. Радоваться, правда, пока нечему. Пройдено не более 5% пути до конечного результата.
Следующий этап - выпуск поручения (президента или премьера) о подготовке программ, указов, законопроектов. Если реформатор удачлив, то получает от начальства устное задание: "Делай поручение самому себе, а я подпишу". Бывает, что не везет или силенок маловато. Тогда подготовка поручения может попасть в чужие руки. Не исключено, что напишут "проработать", не указывая срока, что равнозначно заматыванию на вечные времена. Могут искать другого адресата. Не давать на подпись. Искажать смысл. Фаза тяжелая. И если она позади, можно считать, что у тебя в кармане еще 5% успеха.
Теперь реформа перемещается в аппарат правительства. Открывается сезон согласования проектов законов. Именно здесь у сопротивляющихся переменам есть прекрасный шанс отыграться. Приемов много - не завизировать, завизировать с замечаниями, меняющими суть дела, отправить на доработку, оттянуть срок рассмотрения на правительстве, вообще спихнуть поручение ("проработали" - и дело с концом) и т.д. А там, глядишь, подоспеют кадровые перестановки. В 90-е годы нередко бывало, что аппаратная борьба заканчивалась безвременной кончиной реформы вместе с самими реформаторами. Случалось, правда, что они оставались. Но уже без реформ. Зато с телевизором. Однако, слава богу, согласования завершены, законопроекты готовы. Ура? Нет. Всего лишь очередные 5%.
Новую стадию - обсуждение на правительстве - обычно полностью контролирует премьер. Если поддерживает, все проходит гладко. Если аппаратная схватка выплескивается на заседание правительства, а премьер начинает колебаться и отступать, то лучше бы реформу вообще не затевать. Толку не будет. Так что либо вперед, либо назад. Процентов начислять нечего.
Из правительства законопроекты уходят в Госдуму. Вслед за ними перемещаются недовольные чиновники. В Охотном Ряду высаживается настоящий десант исполнительной власти. Профильные комитеты получают качественные инструкции. А потом депутаты выкладывают те самые аргументы, которые совсем недавно звучали на заседании правительства. Поведение десантников всегда вызывало беспредельную ярость премьеров. "Поймаю - уволю" - эту фразу произносили все. Пока никого не отловили. Уволили, правда, многих. Но по другим причинам. Парламентская эпопея длится долго. Стоит не менее 15% результата.
Итак, хорошие законопроекты покинули Госдуму и готовятся стать полноценными законами. А реформа состоялась всего на 30%. Почему?
Потому что самое главное происходит потом. Надо сберечь законы от скверных поправок. Отследить ведомственные инструкции. Судя по практике, они способны изменить законы до неузнаваемости и попросту закрыть реформу. Выстроить всю армию контролеров - чтоб правильно следили за поручениями, законами, инструкциями. Трудная задача. Поскольку контролеры реформаторам не подчиняются, а порой даже их не любят. Еще есть суды. Это вообще отдельная власть. Совсем непросто сделать так, чтобы судьи, особенно далеко от Москвы, дружно встали на защиту новорожденных законов. Значит, не обойтись без поддержки полпредов и губернаторов. Объяснить реформу СМИ. Хорошо, если зацелуют. А ведь могут и загрызть. Исполнение законов - пожалуй, самое слабое звено российского государства. Именно в болоте организационного бессилия утонули многие наши реформы. Здесь, в организации дела, и находятся оставшиеся 70% успеха.
Можно ли как-то сократить эту дистанцию? Наверное, можно. Но ненамного. Российские реформы очень трудоемкие. Не ругайте тех, кто ими занимается. Они играют как умеют. На расстроенном рояле. Настройщик, правда, уже пришел. Работает.
В конце - о главном. Текст написан 10 лет назад. Оставил в неизменном виде. Поскольку сохранил актуальность. С одной стороны, хорошо. Значит, ситуация стабильная. С другой стороны, плохо. Потому, что указывает на отсутствие давно назревших преобразований госуправления. Голубушка-реформа, где ты?